Ориентирование

Для эффективной организации работы на пожаре необходимо определить:
  • точное местоположение очага,
  • особенности рельефа местности,
  • наличие и удалённость водоисточников,
  • тип растительности,
  • возможные подъездные пути,
  • а также наличие поблизости населённых пунктов и другой инфраструктуры.

Эти данные можно получить с помощью средств ориентирования — карт и навигационных приборов.
Какой бывает картографический материал:
  • Карты-схемы (Яндекс-карты, Openstreetmap)
  • Топографические карты
  • Спутниковые снимки (Google, Яндекс, Bing)
  • Кадастровая карта/схемы лесохозяйственных регламентов
Рассмотрим несколько вариантов карт на примере Ладожского озера:
GOOGLE MAPS
Низкая детализация, условная береговая линия, нет обозначения, что Лауватсари — это остров, нет информации ни о растительности, ни о рельефе.
ЯНДЕКС-КАРТЫ
Береговая линия уже с большим количеством деталей, хотя тоже достаточно условная, есть названия заливов, есть обозначение, что Лауватсари — это остров, но при этом всё ещё нет информации о рельефе и растительности.
OPENSTREETMAP
Ещё больше детализации, уже появляется информация о растительности, по берегу видны небольшие луды (каменистые возвышения дна на некотором удалении от берега), но всё ещё непонятно, что с рельефом, как и с характером растительности.
ТОПОКАРТЫ
Береговая линия достаточно условна, но есть обозначения крупных луд, есть информация о рельефе — горизонтали (линии, соединяющие точки местности с одинаковой высотой над уровнем моря), есть обозначение болот, просек, скальных стенок.
СПУТНИКОВЫЙ СНИМОК
Хорошо видна береговая линия с лудами, мелями, пляжами, видна преимущественно хвойная растительность, можно увидеть, где лес более разреженный, но рельеф непонятен.
ВЫВОД БУДЕТ ПРОСТОЙ: для получения максимального количества информации необходимо использовать разные источники, так как в каждом может быть уникальная информация, которой нет в другом.
Инструменты навигации, применяемые при пожарной работе:
  • смартфон,
  • бумажные карты,
  • навигатор.
Во многом сейчас картографические приложения на смартфоне закрывают задачи навигатора. Смартфон всегда под рукой, у него больше экран и удобная навигация в картах, при наличие интернета можно подкачивать дополнительные данные. При этом без пешего туристического навигатора на пожарах пока всё-таки будет сложно.
Плюсы пешего туристического навигатора в сравнении со смартфоном:
  • Не зависит от наличия сотовой связи (некоторые смартфоны, даже с GPS датчиком, способны давать точные данные только с привязкой к соте и доступу в интернет).
  • Высокая точность.
  • Дольше держит заряд.
  • Меньше боится влаги и пыли (в отличие от смартфона, почти неубиваемый).
  • Среди сажи, грязи и воды кнопки удобнее тачпада, можно взаимодействовать в перчатках.
  • При движении на лодке навигатором существенно проще взять азимут.

Идеальный вариант, конечно, дублировать средства навигации, имея и установленное картографическое приложение на смартфон (самые распространённые в использовании — Locus для Android и OSM для iOs), и навигатор Garmin.
С помощью того или иного инструмента:
  • Ориентируемся на местности (где находимся, куда движемся);
  • Читаем карты (узнаём о рельефе, растительности, водоисточниках);
  • Записываем трек (знаем, откуда пришли и как туда вернуться);
  • Отмечаем точки (места опасных деревьев, дополнительных водоисточников, оставленных на время вещей);
  • Считаем площадь пожара (и для построения плана работ, и для статистики);
  • Определяем координаты (для передачи своего точного местоположения);
  • Пеленгуем дымы (заметив дым на горизонте, определяем, куда надо следовать к пожару).
Карта глубин
Чтение спутниковых снимков тоже требует навыков. Однако благодаря широкому распространению спутниковых подложек от Яндекса или Google многие пользователи уже интуитивно умеют распознавать объекты на снимках. Если вы затрудняетесь отличить на изображении дорогу от реки, а лес от поля — рекомендуем изучить раздел «Основы дешифрирования космоснимков» из пособия по дистанционному мониторингу пожаров.
При работе с любыми картографическими материалами важно уметь их читать. На большинстве карт условные обозначения указаны в легенде: там поясняется, как обозначаются различные объекты. На бумажных топографических картах условные знаки обычно размещаются в углу карты.

Если вы никогда раньше не работали с топографической картой, рекомендуем ознакомиться с подробной статьёй об условных обозначениях — она охватывает все возможные случаи.

Из необычных карт, с которыми можно столкнуться при работе на водных объектах, например, на Ладожском озере — это карта глубин. На такой карте показаны обозначения, важные для судов, следующих по воде. Кроме самого указания глубин, на такой карте можно увидеть подводные препятствия, мели, границы судового хода, навигационные знаки и многое другое.

Ориентирование на местности и чтение карт

Запись трека и работа с координатами на пожаре

Запись трека включается при отходе от места высадки (лодки или автомобиля) и ведётся всё время работ до возвращения к месту погрузки. В этом случае у участника всегда есть возможность вернуться, даже если он был дезориентирован. Кроме того, по треку можно анализировать действия группы после пожара, накапливать опыт, выявлять ошибки и улучшать тактику. А если треки записывали несколько групп, по ним можно рассчитать примерную площадь пожара.

Площадь пожара можно посчитать и специальной функцией навигатора «подсчёт площади». Для этого необходимо включить эту функцию и обойти весь пожар по контуру, вернувшись в начальную точку. После вычисления навигатор покажет данные.
Во время работы важно отмечать на карте (в навигаторе или приложении) полезные объекты: удобные места забора воды, дополнительные водоисточники, ориентиры, оставленное оборудование, опасные деревья на кромке, которые нужно убрать, и другие важные точки. Полагаться на словесные описания не стоит: во время пожара местность может сильно измениться — деревья падают, всё может быть затянуто дымом. Точка, сохранённая в навигаторе — это точное, неоспоримое местоположение, которое легко передать другим участникам.

Форматы и система координат

Координаты обычно передаются в следующем виде: N61.31 252° E030.41 956° или С61.31 252° В030.41 956°, где N (или С) — северная широта, а E (или В) — восточная долгота. Северо-Западный регион находится в северных широтах и восточных долготах, поэтому координаты у нас будут северные и восточные. В других частях планеты координаты могут меняться на южные и западные.
Существуют три формата записи координат:
  • ГГ.ГГГГГ — градусы и доли градуса (например: N61.31 252° E030.41 956°);
  • ГГ.ММ.ММММ — градусы, минуты и доли минут (например: N61°18.7516' E030°25.1737');
  • ГГ.ММ.СС.ССС — градусы, минуты, секунды и доли секунд (например: N61°18'45.100″ E030°25'10.427″).
В Обществе добровольных лесных пожарных принят единый формат записи: градусы и доли градуса (ГГ.ГГГГГ). Для точности достаточно пяти знаков после точки. Большее количество цифр не даёт практической пользы, но усложняет передачу координат.

ВАЖНО: внутри одной группы обязательно использовать один и тот же формат координат. Запись одних и тех же цифр в разных форматах укажет на совершенно разные точки. Если вы услышали в разговоре или радиоэфире, что координаты передают в минутах или секундах, обязательно уточните и запросите данные в нужном формате.
Если координаты вам передают туристы или партнёры, использующие другой формат, — переведите координаты самостоятельно.
Самый простой способ — в навигаторе или приложении изменить настройки формата координат на тот, в котором они были получены. Когда координаты сохранены — обязательно верните настройки обратно на ГГ.ГГГГГ. Приложение автоматически пересчитает координаты, и точка останется правильной.
Для работы используется система координат WGS-84. Если вы пользуетесь общественным навигатором, выданным перед началом работ, обязательно проверьте, что в нём правильно установлены и формат координат, и система координат. Когда одно и то же устройство используется разными людьми, настройки могут быть случайно изменены. Это может привести к серьёзным затруднениям в передаче информации и координации действий. Проверка настроек перед началом работы помогает избежать подобных ошибок.

Пеленгация дыма или методы определения места пожара при наземной разведке

Для определения местоположения пожара, если нет координат, а есть только свидетельства дыма или зарева (в тёмное время суток), нам понадобятся азимуты и магнитное склонение.
АЗИМУТ
Угол между направлением на север и направлением на конкретный объект или место, отложенный по часовой стрелке.
Чтобы взять азимут:
  1. Встаньте лицом к объекту, на который хотите взять азимут.
  2. Держите компас горизонтально, чтобы стрелка свободно вращалась.
  3. Дождитесь, пока стрелка укажет на север.
  4. Поверните лимб (шкалу компаса), чтобы север (обычно отмечен буквой «С» или «N») совпал с магнитной стрелкой.
  5. Посмотрите, на каком значении шкалы находится визир (или линия направления на объект) — это и есть азимут.
ПОМНИТЕ О ДЕВИАЦИИ КОМПАСА!
Это искажение показаний, возникающее из-за влияния находящихся рядом металлических предметов, электроприборов или магнитных полей. Из-за девиации компас может показывать неверное направление, и снятый азимут будет ошибочным.
Не стоит брать азимут рядом с:
  • автомобилями и лодками (особенно металлическими),
  • линиями электропередачи (ЛЭП),
  • работающими электроприборами,
  • крупными металлическими конструкциями (мосты, контейнеры, башни),
  • навигаторами, рациями и включёнными телефонами — их держите на расстоянии не ближе 1 метра от компаса (снимайте азимут на вытянутой руке).
При взятии азимута на дым рекомендуется всегда ориентироваться на его наветренную часть (тыл или фланг). Фронт, как правило, будет скрыт дымом, и реальные границы пожара будет невозможно определить на расстоянии. Можно существенно ошибиться, особенно если пожар крупный.
Формула для перевода магнитного азимута в истинный для Северо-Западного региона:

Азимут магнитный + магнитное склонение = азимут истинный

Если нужно вычислить магнитный азимут по известному истинному, то:

Азимут истинный — магнитное склонение = азимут магнитный

Например, если азимут с компаса равен 82О, а магнитное склонение -12, то истинный азимут будет равен 94О.
Азимут может быть магнитным или истинным, в зависимости от того, на какой север смотрит стрелка компаса.
Истинный север — это направление на географический Северный полюс Земли. Он используется на картах и в навигаторе или приложении смартфона, если не выбраны иные настройки.
Магнитный север — это направление на магнитный полюс, к которому «тянется» стрелка механического компаса.

При взятии азимута с помощью механического компаса вы получаете магнитный азимут — он отклоняется от истинного на угол, называемый магнитным склонением. Это отклонение зависит от места и времени, поэтому важно знать, какой именно азимут используется — истинный или магнитный, — особенно при передаче координат и работе с картами.
ПРИМЕР:
Вы находитесь в лагере добровольных лесных пожарных на Ладоге. Патрульная группа на лодке, находясь в шхерах, замечает дым и передаёт сообщение:
«Находимся на траверзе острова Лауватсари, видим дым, азимут 280°, магнитный».

У вас в лагере есть большая бумажная карта и известен маршрут патруля — это позволяет определить, из какой именно точки был взят азимут (если не уверены — запросите координаты).
Чтобы понять, куда именно смотрит группа, нужно перевести магнитный азимут в истинный. На Ладоге среднее магнитное склонение составляет около 12°, значит:

280° (магнитный) + 12° (склонение) = 292° (истинный азимут).

Теперь можно проложить линию на карте от местоположения лодки под углом 292°, считая от верхнего края карты (он соответствует северу). Это можно сделать с помощью транспортира или компаса.
Так вы поймёте, на какую группу островов направлен взгляд патруля. Если позже поступят сообщения о дыме с других точек, вы сможете определить, идёт ли речь об одном и том же пожаре или о разных.

*Траверз — линия, перпендикулярная курсу судна.
Важно помнить, что магнитное склонение в разных местах может быть разным и меняется с годами. Даже в разных частях Ладожского озера оно имеет несколько разные значения.
Чтобы узнать актуальное магнитное склонение для конкретной точки, проще всего воспользоваться специализированными сайтами в интернете. Например, вот этим.
Но пока это только направление на пожар, его местоположение ещё неизвестно.

Чтобы понять, где всё-таки происходит пожар, используется метод определения координат путём построения на местности пересечения из двух и более азимутов на один и тот же дым — пеленгация дыма.
По сути, надо взять два азимута на дым на расстоянии не менее трети, чем до пожара, или не менее 1 км и пересечь азимуты на карте.
  1. В двух разных точках (например, на берегу и на лодке, или проехав на лодке из одного места в другое) наводят компас на дым и записывают азимут.
  2. Эти две точки, откуда брались азимуты, находят на карте.
  3. От каждой точки рисуют линию по направлению азимута (если он магнитный — сначала прибавляют магнитное склонение).
  4. Там, где линии пересекутся, и находится пожар.

Чем дальше друг от друга выбраны точки, из которых берётся азимут, тем точнее получится пеленгация дыма.
Если дым или зарево видно с нескольких точек, координаты которых известны (не только патрульной группе, но и, например, с наблюдательных пунктов, туристических стоянок или кордонов), можно определить точку пожара, нанеся на карту азимуты (пеленги) от этих точек и найдя точку их пересечения.
По мере приближения к пожару полезно брать дополнительные азимуты на разные участки кромки огня. Это помогает уточнить границы, размеры и направление распространения пожара.
Пеленговать дымы можно любым удобным способом — механическим компасом, навигатором или компасом в картографическом приложении смартфона. Для удобного накопления азимутов удобно использовать приложение Smokegator Solo.
Если дым или зарево видно с нескольких точек, координаты которых известны (не только патрульной группе, но и, например, с наблюдательных пунктов, туристических стоянок или кордонов), можно определить точку пожара, нанеся на карту азимуты (пеленги) от этих точек и найдя точку их пересечения.
По мере приближения к пожару полезно брать дополнительные азимуты на разные участки кромки огня. Это помогает уточнить границы, размеры и направление распространения пожара.
Пеленговать дымы можно любым удобным способом — механическим компасом, навигатором или компасом в картографическом приложении смартфона. Для удобного накопления азимутов удобно использовать приложение Smokegator Solo.
По сути, надо взять два азимута на дым на расстоянии не менее трети, чем до пожара, или не менее 1 км и пересечь азимуты на карте.
  1. В двух разных точках (например, на берегу и на лодке, или проехав на лодке из одного места в другое) наводят компас на дым и записывают азимут.
  2. Эти две точки, откуда брались азимуты, находят на карте.
  3. От каждой точки рисуют линию по направлению азимута (если он магнитный — сначала прибавляют магнитное склонение).
  4. Там, где линии пересекутся, и находится пожар.

Чем дальше друг от друга выбраны точки, из которых берётся азимут, тем точнее получится пеленгация дыма.
Чтобы узнать актуальное магнитное склонение для конкретной точки, проще всего воспользоваться специализированными сайтами в интернете. Например, вот этим.
Но пока это только направление на пожар, его местоположение ещё неизвестно.

Чтобы понять, где всё-таки происходит пожар, используется метод определения координат путём построения на местности пересечения из двух и более азимутов на один и тот же дым — пеленгация дыма.
Среди навигаторов бессменными лидерами являются модели марки Garmin. Функционал у них схожий, но в зависимости от модели функции могут располагаться в разных местах меню. Общее представление о работе с навигатором на примере Garmin 62S можно получить из отдельной инструкции.
Приложение Smokegator Solo (для Android) предназначено для лесных пожарных и позволяет определять расположение на местности обнаруженных наблюдателями дымов. Это инструмент для визуализации на карте пеленгов (азимутов) на дымы от пожаров, создания новых пеленгов и передачи пеленгов другим пользователям.
А теперь убедимся, что с этой темой всё понятно