Чаще всего добровольцы используют мотопомпы с центробежным насосом и четырёхтактным двигателем внутреннего сгорания.

Насос и двигатель соединены напрямую одним валом и крепятся на площадке или раме. К раме также крепится топливный бак и рукоятка для переноса.

Насос мотопомпы состоит из корпуса насоса, рабочего колеса с лопастями (крыльчатки), входного и выходного патрубков, сливной и заливной горловины. На входном патрубке находится обратный клапан, который препятствует выливанию воды из корпуса насоса.

Входной и выходной патрубок мотопомпы имеет резьбовое соединение, на которое накручиваются специальные штуцера, которые идут в комплекте с мотопомпой. Для облегчения работы с рукавной линией можно установить на мотопомпу муфтовые головки подходящего диаметра вместо штатных штуцеров.

Мотопомпа с четырехтактным двигателем

Мотопомпы — это переносные насосы, оснащённые двигателем внутреннего сгорания. При помощи мотопомп осуществляется подача воды от водоёма к месту пожара. Мотопомпы используются в сочетании всасывающих и напорных рукавов и рукавной арматуры.
Основные элементы мотопомпы
  1. Пробка залива воды
  2. Выход воды (выходной патрубок)
  3. Вход воды (всасывающий патрубок)
  4. Пробка слива воды
  5. Пробка для масла
  6. Забор воздуха и воздушный фильтр
  7. «Подсос» (заслонка)
  8. Бензобак и его пробка
  1. Свеча зажигания
  2. Бензокран
  3. Газ
  4. Рукоять стартера
  5. Стартер
  6. Выключатель зажигания
  7. Выхлоп
МОТОПОМПЫ С ЧЕТЫРЕХТАКТНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ПО СЛЕДУЮЩИМ ПАРАМЕТРАМ:
  • Напор (давление) — это высота, на которую может поднять жидкость насос. Измеряется в метрах водяного столба (м вод. ст.);
  • Расход — это способность насоса прокачать через себя определённый объём жидкости в минуту. Измеряется в литрах в минуту (л/мин);
  • Диаметр входного и выходного патрубков;
  • Диаметр твердых частиц, которые способен пропустить через себя насос мотопомпы без риска выхода из строя. У каждой мотопомпы в комплекте идёт сетка-фильтр, которая крепится на всасывающий рукав и опускается в воду. Отверстия в этой сетке должны быть диаметром не больше, чем допустимый диаметр твёрдых частиц для мотопомпы;
  • Вес и габариты мотопомпы. Очень важный параметр при необходимости нести оборудование на дальние расстояния;
  • Дополнительные особенности, например, возможность мотопомпы плавать на поверхности воды.
1. Поставить мотопомпу ровно, устойчиво, максимально близко к воде (высота от уреза воды до мотопомпы не должна превышать 7 метров). Мотопомпу следует установить так, чтобы она не опрокинулась от вибрации при работе двигателя, а также под весом наполненной рукавной линии. Выхлоп мотопомпы (поток разогретых выхлопных газов) должен быть направлен в сторону от сухой травы, торфа и рукавной линии.

2. Проверить уровень и чистоту масла. Определить уровень масла можно с помощью щупа, который находится на обратной стороне пробки отсека с маслом. Открутите пробку, протрите ветошью щуп, закрутите пробку и достаньте снова — уровень масла на щупе должен быть выше отметки «min», но не больше отметки «max». Чистое масло должно быть прозрачным, без пены.

3. Залить бензин в топливный бак — чистый 92 или 95. Если топливо пролилось, вытереть его ветошью и дождаться полного испарения.

4. Подсоединить всасывающий рукав к входному патрубку насоса.

5. Опустить конец с заборной сеткой в водоём так, чтобы сетка была полностью под водой. Для того, чтобы сетка не всплывала и не было подсоса воздуха, к сетке можно привязать груз. При этом нужно следить, чтобы в процессе работы сетка не забивалась грязью со дна водоёма. Оптимальным решением будет закрепить заборную сетку в толще воды при помощи груза и поплавка (например, из пустой пластиковой бутылки). Если водоём мелкий, и заборная сетка не погружается в толщу воды, можно вкопать в дно водоёма ведро или корзину и в них опустить сетку. Если водоём проточный — можно сделать временную запруду и поднять уровень воды.

6. Подсоединить напорный рукав к выходному патрубку насоса.

7. Заполнить корпус насоса водой через заливную горловину. Открутите пробку залива воды, с помощью ковшика или ведра наполните насос водой полностью. Плотно закрутите пробку обратно.

8. Открыть бензокран.

9. Перевести выключатель зажигания в положение «включено». Если на рычаге зажигания есть два обозначение О и |, то O — это выключено, | — включено.

10. Закрыть воздушную заслонку (подсос).

11. Удостовериться, что рукоятка газа находится близко к минимуму. На мотопомпах для идентификации уровня газа часто используют изображения черепахи и зайца. Черепаха — это минимум, заяц — максимум.

12. Запустить двигатель ручным стартером. Вытянуть шнур стартера до момента, когда появится сопротивление (как-будто во что-то упёрся), и после этого уверенным движением и достаточно резко вытянуть остальную часть стартера.

13. Дать поработать двигателю 1−2 минуты на холостых оборотах.

14. Плавно открыть воздушную заслонку. Если в этот момент звук мотора становится прерывистым и неровным, закройте заслонку и подождите ещё минуту. После этого снова откройте. Мотор должен работать ровно.

15. Плавно поднять обороты рукояткой газа на ½ от максимума.

16. Дождаться, когда насос накачает воду во всасывающий рукав и начнёт наполнять водой рукавную линию. Если на протяжении пары минут мотопомпа не начала засасывать воду, выключите её. Мотопомпа не должна долго работать без воды.

17. Сообщить ствольщику о готовности подавать воду и получить от него подтверждение о подаче полного газа.

18. Поднять обороты до максимума — полный газ.
начало работы
Если мотопомпа уже работала какое-то количество времени и была выключена, например, для заправки топливом, то при повторном её запуске необходимо только включить зажигание и запустить двигатель ручным стартером. При прогретом двигателе закрывать воздушную заслонку (подсос) при старте не надо.
1. Получить от ствольщика подтверждение о готовности к снижению давления на стволе и выключению мотопомпы.

2. Опустить рукояткой газа обороты двигателя до минимума.

3. Выключить зажигание.

4. Перекрыть бензокран. Транспортировка и хранение мотопомпы производится ВСЕГДА с перекрытым бензокраном.

5. Отсоединить рукавную линию и всасывающий рукав.

6. Слить воду из насоса, открутив пробку слива.
Транспортировка и хранение мотопомпы производится ВСЕГДА без воды в насосе.

7. Закрутить пробку слива на место.
окончание работы

Техника безопасности при работе с рло

  • Выхлоп мотопомпы должен быть направлен в сторону, где НЕТ никаких горючих материалов
  • Запрещено долго находиться в зоне, куда направлен выхлоп мотопомпы — есть риск отравления выхлопными газами
  • Моторист должен быть обеспечен рацией и слышать вызовы по ней
  • Перед заправкой двигателя необходимо дождаться, когда он остынет
  • Заправка топливом осуществляется при заглушённом двигателе
  • Рекомендуется работать в перчатках во избежание царапин и ожогов от выхлопной трубы
Краткая памятка по неисправностям и решениям
При эксплуатации мотопомпы при отрицательных температурах нельзя оставлять воду в насосе мотопомпы и в рукавной линии при заглушённой мотопомпе.
Нельзя хранить мотопомпу с водой в насосе — при замерзании вода расширяется, и это может привести к появлению трещин в насосе. При этом топливный бак рекомендуется оставлять полным, в противном случае резиновые уплотнения в топливной системе могут рассохнуться и потребуют замены.
Для того, чтобы двигатель работал исправно и долго, при его эксплуатации и обслуживании стоит придерживаться следующих правил:
  • перед началом работы изучить инструкцию по эксплуатации двигателя;
  • всегда выполнять регламентные работы в положенный производителем срок. Если нет возможности найти инструкцию, то можно следовать правилам:
  • чистка/замена воздушного фильтра каждые 50 часов работы;
  • замена масла для 4-тактных двигателей каждые 50 часов работы двигателя (при наличии масляного фильтра — фильтр меняется на новый при каждой замене масла);
  • замена свечей раз в сезон либо раз в 100 моточасов;
  • чистка поплавковой камеры карбюратора раз в сезон либо раз в 100 моточасов;
  • замена топливного фильтра (при наличии) раз в сезон либо раз в 100 моточасов.
При выполнении регламентных работ и ремонта используйте запасные части и технические жидкости, только рекомендованные производителем.
Если не уверены в своих способностях произвести ремонт или регламентные работы — обратитесь к специалисту.
При сезонном обслуживании мотопомпы помимо обслуживания ДВС стоит смазывать силиконовым маслом все резиновые уплотнения на насосе. Для грязевых мотопомп с разборным телом насоса — стоит производить чистку насоса перед хранением.
А теперь убедимся, что с этой темой всё понятно
Пройти тест