Пожарные рукава и арматура

пожарные рукава

Пожарные рукава применяются для транспортировки воды и огнетушащих составов от водоёма к месту тушения. Вода перекачивается при помощи мотопомп или насосов пожарных автомобилей.
Пожарный рукав — это гибкий трубопровод, состоящий из тела рукава и рукавных головок. С помощью головок рукава можно соединять друг с другом, образуя рукавную линию.
По функционалу пожарные рукава делятся на два типа:
НАПОРНО-ВСАСЫВАЮЩИЕ (ВСАСЫВАЮЩИЕ) РУКАВА
Изготавливаются из плотной резины, армированной стальной проволоки или из армированного ПВХ. На концах таких рукавов установлены рукавные головки, притянутые к телу стальными хомутами или проволокой. Эти рукава используются для забора воды из водоёма мотопомпами или пожарными автомобилями. Стандартная длина напорно-всасывающего рукава — 4 метра. Диаметр может варьироваться от 25 до 150 мм. Для эффективной работы важно, чтобы диаметр всасывающего рукава соответствовал диаметру входного патрубка насоса.
НАПОРНЫЕ РУКАВА
Это мягкие рукава, тело которых изготавливается из натуральных или синтетических материалов. Оно крепится к штуцеру полугайки с помощью проволоки. На обоих концах рукава установлены одинаковые рукавные головки. Стандартная длина напорного рукава — 20 метров.
СТАНДАРТНАЯ РУКАВНАЯ ГОЛОВКА (ГР) БОГДАНОВА
Имеет вид втулки с желобком на торце, в котором размещено резиновое уплотнительное кольцо. Корпус головки снабжён подвижной обоймой (полугайкой) с винтовыми захватами и двумя клыками для соединения с другой головкой. Для плотного соединения полугаек, а также для их разъединения применяются специальные рукавные ключи.
Часть корпуса с проточками, на которую надевается тело рукава и притягивается хомутом или проволокой, называется штуцером. Обычно штуцеры и полугайки изготавливаются из алюминия, но встречаются также пластиковые и латунные варианты. При выборе рукавов следует учитывать:
  • пластиковые головки легко ломаются при механическом воздействии;
  • латунные — надёжны, но значительно тяжелее алюминиевых;
  • существуют комбинированные варианты — например, пластиковый штуцер и алюминиевая полугайка, однако такие соединения также не отличаются высокой прочностью.
Размеры рукавных головок и напорных рукавов: 25 мм, 38 мм, 51 мм, 66 мм, 77 мм, 100 мм, 125 мм, 150 мм. Эти цифры обозначают диаметр штуцера, на который насаживается тело рукава. Головки разных диаметров имеют разные размеры, за исключением 38 мм и 51 мм — они совместимы и имеют полугайки на 51 мм. Для соединения головок разного диаметра применяются переходники.

Обозначения: в пожарной охране принято сокращать названия оборудования. Например, рукавная головка диаметром 66 мм обозначается как ГР-70 (названия некоторых диаметров округлены: 51 мм → 50, 66 мм → 70, 77 мм → 80).
Добровольные лесные пожарные чаще всего используют напорные пожарные рукава (РП) диаметрами 51, 66 и 77 мм.
Напорные рукава различаются по следующим параметрам:
  • Материал изготовления: может быть натуральным или синтетическим; с внутренним гидроизолирующим слоем или с двусторонним покрытием.
  • Диаметр внутреннего прохода.
  • Назначение:
  1. РПМ — рукава для мобильных средств тушения (мотопомпы, пожарные автомобили). Изготавливаются из более прочных материалов, устойчивы к истиранию и рассчитаны на более высокое давление. Обычно тяжелее, чем рукава РПК.
  2. РПК — рукава для пожарных кранов.
  • Стойкость к внешним воздействиям: износостойкость, устойчивость к химическим веществам и др.

Все эти характеристики, как правило, указаны в маркировке на самом рукаве.
ДИАМЕТР РУКАВА НАПРЯМУЮ ВЛИЯЕТ НА НЕСКОЛЬКО ВАЖНЫХ ПАРАМЕТРОВ:
  • Потери давления при движении воды. Чем меньше диаметр рукава, тем выше сопротивление потоку воды и, соответственно, тем больше потери давления на длине линии.
  • Объём воды, необходимый для заполнения рукава. Рукав большего диаметра требует больше воды для заполнения, что важно учитывать при запуске системы и при работе с ограниченными водоисточниками.
  • Вес рукава. Как в сухом, так и особенно во влажном состоянии рукава большего диаметра тяжелее, что влияет на удобство транспортировки, прокладки и перекладки линии.
Рукавную линию от водоисточника прокладывают максимально прямолинейно. Чем больше перегибов в линии — тем выше потери давления. Необходимо помнить, что рукава следует прокладывать только по холодной поверхности: в огне и на тлеющей подстилке они быстро прогорают. Начинать прокладку рукавной линии нужно от водоёма.
Прокладка, сборка и обслуживание рукавных линий
Рукавная линия может быть магистральной и рабочей
Магистральная рукавная линия — это линия, идущая от насоса до разветвления или непосредственно к пожарному стволу. У добровольцев в магистральной линии, как правило, используются рукава диаметром 66 мм (РП-70) и 77 мм (РП-80): вес с водой — до 90 кг, потери давления — минимальны.
Рабочая рукавная линия — линия от разветвления до пожарного ствола. Для неё, как правило, применяются рукава диаметром 51 мм (РП-50): вес с водой — около 40 кг, удобны для манипуляций, заканчиваются стволом.
Таким образом, при использовании разветвления до него прокладывают магистральную линию, а после — рабочую.
При расчёте длины линии и необходимого количества рукавов к расстоянию прибавляют:
  • 10% — на простом ландшафте;
  • 30% — на сложном (скалы, завалы деревьев, овраги).
Пример: расстояние от мотопомпы до пожара по сложному рельефу — 200 м. 200 ÷ 20 м  = 10 рукавов + 30% = 13 рукавов.
Транспортировка рукавов и прокладка линии
При необходимости переложить рукавную линию на пожаре удобно собирать рукав в «восьмёрку»:
  1. Отсоедините рукав от линии.
  2. Возьмите одной рукой полугайку.
  3. Наматывайте рукав восьмёркой на вытянутые руки, одновременно сливая воду из рукава.
  4. Полугайку в другой руке важно не отпускать.

Для расправления:
  • Скиньте бухту с рук на землю, удерживая полугайку в руке.
  • Не отпуская полугайку вытяните рукав — он раскроется без узлов и перекрутов.
Пожарные рукава транспортируются в двойных скатках. При отсутствии в машине специальных отсеков скатка фиксируется верёвкой, чтобы она не раскручивалась в пути.

Чтобы свернуть рукав в двойную скатку:
  1. Разложите рукав на ровной поверхности.
  2. Сложите его пополам, оставив верхнюю часть на 20 см короче нижней.
  3. Скатайте рукав от середины к полугайкам.

Для быстрой прокладки линии из двойных скаток:
  1. Положите двойную скатку на землю.
  2. Одну полугайку прикрепите к мотопомпе.
  3. Вторую возьмите в руку и двигайтесь вперёд — скатка будет сама раскручиваться.

После полного выпрямления рукава соедините следующую скатку и продолжайте. Таким способом можно прокладывать сразу 2−3 рукава. Для этого первый рукав в скатке прикрепляют к мотопомпе, а все остальные скатки соединяют друг с другом и вытягивают всё сразу за свободную рукавную головку.
Сбор рукавной линии
Особенности прокладки на сложном рельефе
При сборе рукавной линии действуют в обратном порядке — от ствола к мотопомпе.
Чтобы ускорить слив воды:
  1. Пройдите вдоль линии и разъедините все соединения (при необходимости — с рукавными ключами).
  2. После этого собирайте рукава в двойные скатки.
В скалистой или горной местности наполненная водой рукавная линия становится тяжёлой и может скатиться вниз. Чтобы этого избежать, рукава закрепляют к деревьям, кустам или камням с помощью верёвки или рукавной задержки.

Если рукав пересекает автомобильную дорогу, необходимо:
  • либо выкопать траншею и уложить в неё рукав;
  • либо использовать специальный рукавный мостик (устройство для защиты пожарного рукава от повреждений при переезде через него дорожного транспорта).

Основные неисправности, особенности ремонта, обслуживания и хранения рукавов

Основные неисправности напорных рукавов
Основные неисправности напорно-всасывающих рукавов
Во время эксплуатации напорные рукава могут протереться об острые камни или ветки. Большие отверстия в рукаве могут сильно снизить давление в рукавной линии. Если это случилось — желательно такой рукав заменить в рукавной линии. Если замена невозможна, применяют рукавные зажимы, при помощи которых можно перекрыть течь в рукаве под напором.
При частой эксплуатации напорно-всасывающих рукавов резиновое уплотнение на полугайке теряет эластичность, истирается от песка и грязи. Из-за этого теряется герметичность между всасывающим рукавом и насосом, и насос перестаёт забирать воду. Чтобы этого избежать, необходимо раз в сезон менять резиновые уплотнения, при присоединении соблюдать чистоту. Несколько раз в сезон обрабатывать резиновые уплотнения силиконовой смазкой.
Также частой неисправностью напорно-всасывающих рукавов являются микротрещины, которые появляются со временем от разложения резинового тела рукава. В таком случае необходимо заменить рукав. Если нет возможности заменить — можно в качестве временной меры плотно обмотать поврежденное место армированным скотчем для водопроводных труб.
На современных рукавах есть передвижные заплатки, которыми можно также закрыть течь. Заплатка представляет собой кусок рукава, длиной 40−50 см, который надет на рукав. В случае возникновения отверстия в рукаве можно убрать давление в рукавной линии, передвинуть заплатку, закрыв отверстие. После того, как снова появится давление в рукавной линии, заплатка перекроет отверстие в рукаве. Такой способ тоже применяется в экстренном случае. При первой возможности рукав необходимо отремонтировать: отрезать часть рукава с отверстием и навязать рукавную головку или заменить рукав. При ремонте рукавов полезно надевать на рукав одну-две заплатки.
Хранение и сезонное обслуживание
После работы на пожарах рукава нужно просушивать:
  • развернуть скатку;
  • развесить за середину и полугайки;
  • дать воде стечь.
Несколько раз за сезон необходимо обрабатывать уплотнительные прокладки на рукавных головках силиконовой смазкой. Резиновые напорно-всасывающие рукава необходимо обрабатывать силиконовой смазкой целиком перед укладкой на зимнее хранение.
Напорные рукава необходимо раз в год перекатывать, смещая место сгиба (шов). Это делается по двум причинам: чтобы избежать слипания внутренних стенок при длительном хранении и предотвратить износ материала в одном и том же месте. Во время транспортировки рукав, сложенный в двойную скатку, может протираться по линии сгиба, и со временем это ослабляет стенки рукава. Чтобы создать новый шов, рукав нужно полностью раскатать, затем сместить старую линию сгиба к середине его продольного сечения и снова свернуть в двойную скатку, формируя новый шов на другом участке.

Рукавная арматура

Для работы с рукавными линиями используют различную рукавную арматуру.
На ландшафтных пожарах чаще всего используются ручные стволы, разветвления, переходники и рукавные ключи.
Пожарный ствол
Это специальное устройство, предназначенное для формирования направленной струи воды от рукавной линии к очагу.
Он состоит из корпуса конусообразной формы, рукавной головки и насадка, который определяет тип струи. Корпус пожарного ствола изготавливается из алюминия, латуни или пластика.
Для тушения ландшафтных пожаров чаще всего применяют ручные стволы (РС). Они бывают с соединительной головкой диаметром 51 мм (РС-50) или 66 мм (РС-70). Есть принятые сокращённые обозначения для ручных стволов:

РС-50 — ствол «Б»,

РС-70 — ствол «А».

Ручные стволы ещё могут быть:
  • перекрывные (РСП) — оснащены краном, позволяющим перекрывать подачу воды;
  • комбинированные (РСК) — имеют задвижку, с помощью которой можно переключать режим между направленной и распылённой струёй, а также перекрывать подачу воды.

На ландшафтных пожарах, как правило, используют обычные ручные стволы без кранов — РС-50 и РС-70. Это связано с тем, что:
  • при тушении в основном применяется направленная струя;
  • перекрывать воду при работающей мотопомпе нельзя — это может привести к повреждению крыльчатки насоса или разрыву рукавов.
Ручные стволы без кранов легче, а их корпус обычно выполнен как единая деталь, что делает их более надёжными и устойчивыми к поломкам.
разветвления
Для того чтобы развести рукавную линию на несколько стволов, используют различные пожарные разветвления.
Разветвления могут направлять поток воды в два направления — в этом случае они называются двухходовыми (РД — разветвление двухходовое), в три — трёхходовыми (РТ — разветвление трёхходовое) или в четыре — четырёхходовыми (РЧ — разветвление четырёхходовое).
Разветвления бывают как с кранами, так и без них. На входе и выходах они оснащены рукавными головками.

Рукавная линия, подходящая ко входу в разветвление, называется магистральной.

Рукавные линии, выходящие после разветвления, называются рабочими.

Как правило, магистральная линия имеет больший диаметр, чем рабочие.
Краны на выходах из разветвления используют для перекрытия потока воды — например, при наращивании или переносе рабочей линии либо в случае нехватки напора на других линиях.
Если рукавная линия находится под давлением, нельзя одновременно перекрывать все краны на разветвлении — это может привести к разрыву рукавов или выходу из строя насоса мотопомпы. При необходимости можно открыть слив воды на свободном выходе разветвления (при наличии).
переходники
Переходные головки предназначены для соединения рукавов и другой арматуры, оснащённых головками разного диаметра.
Головка переходная (ГП) представляет собой алюминиевую или пластиковую втулку, на концах которой установлены соединительные головки разных размеров. Эти головки могут быть как подвижными (свободно вращаться относительно втулки), так и неподвижными.
Переходные головки бывают следующих размеров: 25−51 мм, 51−66 мм, 51−77 мм, 66−77 мм.
Головки с алюминиевой втулкой внутри более надёжны, чем с пластиковой: пластиковая втулка хуже переносит удары и быстрее выходит из строя.
рукавные ключи
Рукавные ключи предназначены для соединения и разъединения соединительных головок на рукавах и другой пожарной арматуре, когда не удаётся справиться вручную. Также они используются для надёжного затягивания ответственных соединений, например — всасывающего рукава с входным патрубком мотопомпы.
Рукавный ключ представляет собой металлическую полосу серповидной формы с рукояткой. На конце ключа расположен выступ, с помощью которого осуществляется зацепление с соединительной головкой. Ключи изготавливаются из стали или алюминия. Существует два типоразмера:
К-80 — для головок диаметром 51−77 мм,
К-150 — для головок более 77 мм.
Чтобы соединить две рукавные головки, нужно:
  1. Приложить их резиновыми прокладками друг к другу.
  2. Ввести подвижные полугайки в зацепление.
  3. Повернуть одну полугайку по часовой стрелке относительно другой.
  4. Затем использовать рукавные ключи: взяв ключ за рукоятку, зацепить его серповидной частью за продольные рёбра на полугайке и повернуть по часовой стрелке.
  5. Вторым ключом при этом удерживают ответную полугайку от проворачивания.
Чтобы разъединить соединение, ключи устанавливаются в противоположном направлении, и полугайки откручиваются против часовой стрелки.

Важно: всегда старайтесь соединять элементы рукавной линии вручную. Рукавные ключи используйте только в крайнем случае. Помните: если соединение было затянуто ключами, без них вы его уже не разберёте. На пожаре обычно имеется только одна пара ключей, и если она окажется не у вас — придётся терять время на её поиск. Это замедляет работу и осложняет сбор, перекладку или разбор линии.
Таблица сокращений рукавной арматуры, принятая в пожарной охране
А теперь убедимся, что с этой темой всё понятно